Всероссийский конкурс «Родная игрушка»

В номинации «Техническая и технологическая игрушка» Саратовскую область представляет проект интерактивной игрушки-ночника «Сонный паровозик», предназначенной для того, чтобы мягко и ненавязчиво помочь детям соблюдать режим сна, тем самым прививая полезную привычку, а также сделать ритуал приготовления ко сну более интересным, укрепить связь ребенка и его родителей. Согласно концепции проекта, свет в вагонах-окошках ночника-паровозика будет загораться после выполнения определенных действий.
Среди местных проектов в номинации «Мультимедийный проект» – мультфильм по мотивам «Сказки про Медведя и Лису» из исторического сборника сказок Саратовской области 1937 года. Первоисточник не содержал иллюстраций, поэтому авторы проекта, студенты Саратовского архитектурно-строительного колледжа, полностью отрисовали персонажей и отредактировали текстовую часть. Их целью было привлечение внимания к вопросу сохранности культурного наследия Саратовской области и возрождения мультипликации в регионе, а также трансляция опыта создания анимации в массы. В этой же номинации регион представляет «Толковый словарь детского языка» – мультимедийный образовательный проект, представляющий собой серию видеороликов, в которых юный блогер Данила знакомит зрителей с забытыми русскими словами и терминами, используя разнообразные игровые форматы и даже эксперименты. Проект, совместно реализуемый родителями и ребенком, формирует у молодого поколения понимание ценности русского языка, знакомит и погружает в историю России, раскрывает особенности быта и культуры разных периодов истории. Благодаря создаваемой интерактивной среде для обсуждения и обмена опытом между участника проекта, каждый ребенок может почувствовать себя маленьким исследователем культуры и языка.
«Мы увидели большое количество интересных и ярких задумок, посвященных героям СВО, историческим деятелям России, традициям и промыслам разных народов, достижениям нашей страны. Крайне важно, что проекты предлагали не только компании и предприниматели, уже имеющие опыт в производстве самых разнообразных игр и игрушек, но и дети – таких заявок было порядка 3 тысяч. Игры и игрушки, о которых они мечтают, часто были посвящены не фантастическим героям, а серьезным темам, связанным с культурным и историческим наследием России», – отметил Максим Древаль.
Из 28,2 тыс. предложенных проектов 2,1 тыс. заявок было получено от компаний и предпринимателей, которые уже имеют опыт в производстве разнообразных игрушек, 26,1 тыс. – от физических лиц, включая 3,3 тыс. от детей. Лидерами по количеству заявок, прошедших финальную валидацию и допущенных к экспертизе, стали Нижегородская область (623), Москва (466) и Подмосковье (380), Пензенская область (360), Кировская область (359), Санкт-Петербург (342), Самарская область (319), Краснодарский край (258), ДНР (233) и Саратовская область (217), конкурс на попадание в следующий этап составил 159 заявок на место.
Самой популярной номинацией стала «Сюжетно-образная игрушка» – предварительный отбор и оценку экспертным жюри в ней прошли 4 104 заявки. Конкурсные проекты, от кукол до елочных игрушек, были посвящены персонажам русских народных сказок, представителям разных профессий, а также героям, которые живут среди нас — участникам СВО, медработникам, волонтёрам, космонавтам и другим. Коллекции игрушек были связаны с темой природных богатств и красотой регионов России, традициями и культурой народов РФ, историей страны. Второй по популярности стала номинация, посвященная настольным играм — в ней предварительный отбор и оценку прошли 3 015 заявок. В номинации были представлены игры, призванные погрузить участников в атмосферу становления и развития российской государственности, пробудить интерес к языкам и истории народов России, к достижениям страны в области науки и технологий, культурному наследию страны. Номинация «Конструкторско-техническая игрушка» получила 589 разнообразных по своему жанру заявок, «Мультимедийный проект» – 332, «Техническая и технологическая игрушка» – 195.
Все заявки, прошедшие в следующий этап, оценивались экспертным жюри, в состав которого вошли 322 эксперта разных профилей: психологи, воспитатели, технологи, маркетологи, представители партнерских организаций, производителей и дистрибьюторов детских игр и игрушек, представители общественных организаций.
Теперь участникам в каждой из 5 номинаций конкурса предстоит разработать модели собственных игр и игрушек, этот процесс продлится до 16 мая. Помощь конкурсантам будет оказывать пул из 65 наставников проекта, которые помогут усовершенствовать концепцию, а также проконсультируют по вопросам разработки, производства, выбора материалов и дизайна. Результатами второго этапа станут чертежи и модели игр или игрушек. После экспертной оценки в следующий этап пройдут в общей сложности до 75 проектов. Их авторы получат возможность создать рабочую версию-прототип в мастерской компании-партнера. Конкурс завершится масштабным фестивалем детских игр в сентябре 2025 года. На нем соберутся эксперты, родители и дети, которые смогут протестировать игры и игрушки. По итогам будет выбрано до 5 победителей в каждой из номинаций – их проекты запустят в массовое производство и реализуют через торговые сети. Итоги заседания и перечень концепций, прошедших в следующий этап, будут доступны на сайте конкурса.
Многие организации официально поддержали всероссийский конкурс «Родная игрушка». Среди экспертных партнеров конкурса: Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, анимационная компания «ЯРКО», «Союзмультфильм» и многие вузы России. Официальными партнерами конкурса являются маркетплейс Ozon и ГК «Детский мир». Стратегическим партнером «Родной игрушки» стал VK. Информационным партнером конкурса является Телеканал «СОЛНЦЕ». Кроме того, конкурс поддерживают технологические партнеры, это такие производители, как «Мир пластика», «НОРДПЛАСТ», «СМОЛТОЙС», Фабрика мягкой игрушки «Малявики», «ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО», «Степ Пазл», «Русский стиль», «Весна», «Краснокамская фабрика деревянной игрушки», «Мир хобби», ГК «Полесье», Мечта (Играмир), Научные развлечения и ToyRoy.
***
Всероссийский конкурс «Родная игрушка» для создателей отечественных игр и игрушек организуется Российским обществом «Знание» совместно с «Движением Первых» с 2024 года. Цель конкурса – стимулирование разработки и производства оригинальных отечественных игр и игрушек с опорой на традиционные ценности, которые помогут детям лучше узнать историю своей страны, а также развивать творческое и научно-техническое мышление с ранних лет. Номинанты получат поддержку наставников на этапах создания прототипов, а победители – возможность реализовать свою идею и воплотить в жизнь оригинальную отечественную игрушку, первый тираж которой будет выставлен на продажу в магазинах сетей партнеров конкурса по всей России. Всего на конкурс было подано более 28 тысяч заявок из всех 89 регионов России.
Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской общественной организации, основанной в 1947 году по инициативе представителей советской интеллигенции как «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» (с 1963 года — Всесоюзное общество «Знание», с 1991 года — Общество «Знание России»). Члены Общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. В 2016 году «Знание России» было преобразовано в Общероссийскую общественно-государственную просветительскую организацию «Российское общество «Знание». 21 апреля 2021 года в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе.